Институт геологии им. М. М. Адышева

Национальная академия наук Кыргызской Республики

Альтернативная дорога Север-Юг

О безопасности на альтернативной автодороге Север-Юг

(оценка проблемы и постановка вопроса)

6 мая 2022 года сотрудники Научно-исследовательского центра экологии и окружающей среды Центральной Азии (НИЦ ЭОС ЦА) и отдела географии им. С. Умурзакова института геологии им. М. Адышева НАН КР в ходе экспедиции по проверке состояния систем по очистке воды, установленных в населённых пунктах страны, проехали по участку Арал-Казарман альтернативной автодороги Север-Юг, который население уже использует. Активное использование началось после приёма к открытию двух эстакадных мостов, которое состоялось 10 ноября 2021 года.

Для нас стало неожиданностью наличие крупномасштабных реальных угроз для безопасности проезда по дороге на большом количестве участков, связанных с неустойчивыми оползающими склонами.  «По словам бывшего заместителя министра транспорта и коммуникаций Уланбека Калмамбетова, проект реконструкции альтернативной дороги был составлен в спешке, поэтому не проводились топографические съемки. «Тогда очень торопили, поэтому проектирование делали на основе спутниковых съемок. Если бы провели топографические съемки, то ушло бы три-четыре года и расходы тоже выросли бы». (Дорога в будущее Киргизии. 09.12.2021 г. Ритм Евразии, Ирина Больбот).

Аудитор Счетной палаты Зарылбек Сатаев сказал, что счетная палата проводила проверку строительства этой дороги, начиная с 2015-го. «Сразу было выявлено несоответствие выполненных по контракту работ фактическим. Стоимость проекта строительства трассы Джалал-Абад – Казарман была определена на основе спутниковых данных и по предварительным расчетам. В результате получилось отклонение на $35 миллионов».

С 15 по 18 августа мы провели рекогносцировочное обследование участка дороги от с. Арал Жумгальского района до места строительства тоннеля Тогуз-Торооского района, протяженностью примерно 150 км. На карте, взятой из интернет-ресурса он обозначен красной и синей линиями. Обращаем внимание на разнообразие генезиса склоновых процессов. Ниже мы приводим результаты этого обследования на фотографиях, содержащих характерную для всей протяжённости дороги информацию, только на небольшой части участков, на которых проявляются оползневые, эрозионные, обвальные процессы с камнепадами.

То, что, ожидаемые обязательные расходы на постоянное очищение дороги от продуктов этих процессов, а также на обязательное укрепление склонов будут огромными не вызывает сомнений.

Считаем целесообразным выполнение научно-исследовательского проекта по оценке опасностей на альтернативной автомобильной дороге Север-Юг и предложение рекомендаций по усилению мер безопасности для движения. НИЦ ЭОС ЦА и подразделения ИГ НАН КР готовы к такой работе.

Рис. 1. Схематическая карта автодороги (из интернета)

Рис.2. Примерно 10% склонов на обследованном участке подвержены склоновой водной эрозии.  Тысячи русел от дождевых и талых снеговых вод смывают на дорогу глинистый грунт с включениями камней различных рзмеров, с преоблданием мелких фракций. Здесь участок на 140-150 км, недалеко от тоннеля.

Рис. 3. Отдельные участки внезапно усыпаются камнями. Очень опасна для ночных поездок. 

Рис. 4. Есть участки, на которых обе стороны дороги находятся под угрозой каменных осыпей.

Рис. 5. Существенную опасность представляют глинистые склоны, с которых сползающая масса может внезапно перекрыть дорогу.

Рис. 6. Дороги в объезд – дополнительные затраты

Рис. 7. Серия фотографий, иллюстрирующая «висячие камни» на большом количестве участков на склонах обрамляющих альтернативную дорогу.

Рис. 8. Проехавший после нас автомобиль спровоцировал сползание камней с тела осыпей.

Рис. 9. Грейдер сгребает на обочину осыпавшийся на дорогу грунт и камни. Рабочие перекидывают их за борт разрушающихся бетонных ограждений.

Рис. 10. Участок дороги вдоль реки Кёкёмерен, борта которой сложены легко разрушаемыми горными породами. Нависающие над дорогой массы глиняных «камней» обрушатся на дорогу при нарушении их равновесного состояния – ливни, интенсивное снеготаяние, землетрясение, проезд тяжёлой техники и т.д.

 

Составил Аламанов С.К., завотделом географии, профессор НИЦ ЭОС ЦА