О безопасности на альтернативной автодороге Север-Юг (оценка проблемы и постановка вопроса)
С 15 по 18 августа 2022 года, 10-12 апреля 2023 года сотрудники Научно-исследовательского центра экологии и окружающей среды Центральной Азии (НИЦ ЭОС ЦА) и отдела географии им. С. Умурзакова Института геологии им. М.М. Адышева НАН КР были в экспедициях по рекогносцировочному исследованию состояния альтернативной автодороги Север-Юг на участке Арал-Казарман. Целью последней поездки был выбор характерных участков для пробных детальных исследований состояния склонов, прилегающих к полотну дороги с применением беспилотных летающих аппаратов (БПЛА).
Причиной для выполнения такой работы стали, наблюдавшиеся крупномасштабные реальные угрозы для безопасности проезда по дороге на большом количестве участков, связанные с неустойчивыми оползающими склонами, с которыми мы столкнулись во время проезда по этой дороге 6-8 мая 2022 года при очередной экспедиции. «По словам бывшего заместителя министра транспорта и коммуникаций Уланбека Калмамбетова, проект реконструкции альтернативной дороги был составлен в спешке, поэтому не проводились топографические съемки. «Тогда очень торопили, поэтому проектирование делали на основе спутниковых съемок. Если бы провели топографические съемки, то ушло бы три-четыре года и расходы тоже выросли бы». (Дорога в будущее Киргизии. 09.12.2021 г. Ритм Евразии, Ирина Больбот).
Мы провели рекогносцировочное обследование участка дороги от с. Арал Жумгальского района до места строительства тоннеля через Ферганский хребет в Тогуз-Торооском районе, протяженностью примерно 150 км. На карте, взятой из интернет-ресурса он обозначен красной и синей линиями. Обращаем внимание на разнообразие генезиса склоновых процессов. Ниже мы приводим результаты этого обследования на фотографиях, содержащих характерную для всей протяжённости дороги информацию, только на небольшой части участков, на которых проявляются оползневые, эрозионные, обвальные процессы с камнепадами.
То, что, ожидаемые обязательные расходы на постоянное очищение дороги от продуктов этих процессов, а также на обязательное укрепление склонов будут огромными не вызывает сомнений.
Считаем целесообразным выполнение научно-исследовательского проекта по оценке опасностей на альтернативной автомобильной дороге Север-Юг и предложение рекомендаций по усилению мер безопасности для движения. НИЦ ЭОС ЦА и подразделения Института геологии НАН КР готовы к такой работе. Полагаем, что проблема требует комплексного исследования специалистами различного профиля – географов, геологов, сейсмологов, горняков, водников и т.д. Учитывая, что имеются планы по сооружению железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, автодорог Токмок-Кочкор, Сокулук-Суусамыр, Алматы-Ысык-Кёл опыт таких научно-практических исследований необходим.
Из своего опыта работы в ПИ «Киргиздортранспроект» инженером отдела искусственных сооружений, знаю, что некачественный проект дороги, выполненный без соблюдения требований СНиПа, чреват многосторонними катастрофическими последствиями.
Составил Аламанов С.К., завотделом географии ИГ НАН КР, профессор НИЦ ЭОС ЦА